пятница, 17 января 2014 г.


Трение. Этот способ заключался и трении твердого де­рева о более мягкое. Огонь появляется быс трее, если твер­дый кусок тереть в желобке более мягкого.
Сверление. Твердый острый кусок дерева вводился в от­верстие в мягком дереве и руками приводился в движение с помощью вращения. Кроме того, в отверстие клали трут (березовая кора, сухая трава, размельченные сухие грибы-трутовики и т. п.), который быстро воспламенялся. Если деревянный стержень приводился в движение с помощью тетивы лука, процесс заметно ускорялся.
Высекание. Ударяя друг о друга два камня, получали ис­кры, которые зажигали ранее подготовленный трут. Исполь­зовали в основном серный колчедан, кварц, кремень из-за их высокой твердости. Этот способ прак тически в неизме­ненном виде (применение новых материалов для трута — обожженной хлопчатобумажной ткани, распушенной ваты и т. п. — ничего не меняло в основе явления) применялся вплоть до начала XX века. Да и сейчас искра во многих моде­лях зажигалок появляется точно так же, зажигая, впрочем, уже не трут. Надо заметить, что у огнеземельцев и эскимо­сов сохраняются традиции высекания огня, у индейцев — высверливания, а в Индонезии — использования огневого поршня наряду с высеканием.
Каковы бы ни были, однако, этапы и способы добывания огня нашими предками, ясно одно: освоение его определи­ло границу между человеком и остальным животным ми­ром. Какой бы модной ни была критика марксизма, особен­но лет двадцать назад, но спорить с Фридрихом Энгельсом сложно: «Добывание огня трением впервые дост авило чело­веку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царс тва».
Больше ста лет назад в одном этнографическом исследо­вании было очень точно подмечено: ««Женщина, хорошая хозяйка, в русской крестьянской семье знает прекрасно все

Комментариев нет:

Отправить комментарий