пятница, 17 января 2014 г.


предосторожности, которые надо принимать, зажигая, вздувая огонь, знает все формы его почитания. За непочти­тельное обращение хозяйки огонь карает весь дом пожа­ром». Поэтому относительно огня, в особенности домаш­него очага, были широко распространены разные поверья и суеверные запреты: в огонь нельзя плевать, мочиться, бросать нечистоты. Зажигание нового огня должно было происходить по определенным правилам, с соблюдением известных обрядов. Все это в той или иной мере свидетель­ствует о том, что огонь считался чистой и очищающей сти­хией. В основе подобной идеи лежали реальные факты, подтвержденные длительными наблюдениями: огонь и осо­бенно дым костра и очага помогал людям освобождать жи­лье от всякого рода паразитов — гнуса, мошкары, комаров, москитов. Та же реальность отразилась и в повсеместном — у всех народов — использовании огня в народной медици­не. Трудно перечислить все способы использования этой его функции: прижигание больного места печной золой, окуривание, копчение, освящение лечебных средств.
Так складывался — вероятно, еще во времена доклассо­вого и раннеклассового общественного строя — сложный олицетворенный образ «духа огня», ставшего объектом ре­лигиозного почитания. Мифологии разных народов уделя­ли огню большое внимание. В греческой и римской с огнем отождествлялся целый ряд божеств (Гефест, Прометей, Вес­та, Гестия и др.); так же было и в индийской (Агни). В зоро­астризме огонь почитался как священная стихия и вопло­щение божественной справедливости. У народов Севера огонь представлялся в виде женского образа — матери, хо­зяйки очага и т. п., а у якутов и бурят — в мужском образе хозяина. Эта идея чистоты огня сохраняется доныне у всех приверженцев зороастризма (персы, гербы). Храмы огня бы­ли, как это видно из археологических раскопок, в Средней Азии и в Закавказье. Из античных примеров культа огня

Комментариев нет:

Отправить комментарий