предосторожности, которые надо принимать, зажигая,
вздувая огонь, знает все формы его почитания. За непочтительное обращение
хозяйки огонь карает весь дом пожаром». Поэтому относительно огня, в
особенности домашнего очага, были широко распространены разные поверья и
суеверные запреты: в огонь нельзя плевать, мочиться, бросать нечистоты.
Зажигание нового огня должно было происходить по определенным правилам, с
соблюдением известных обрядов. Все это в той или иной мере свидетельствует о
том, что огонь считался чистой и очищающей стихией. В основе подобной идеи
лежали реальные факты, подтвержденные длительными наблюдениями: огонь и особенно
дым костра и очага помогал людям освобождать жилье от всякого рода паразитов —
гнуса, мошкары, комаров, москитов. Та же реальность отразилась и в повсеместном
— у всех народов — использовании огня в народной медицине. Трудно перечислить
все способы использования этой его функции: прижигание больного места печной
золой, окуривание, копчение, освящение лечебных средств.
Так складывался — вероятно, еще во времена доклассового
и раннеклассового общественного строя — сложный олицетворенный образ «духа
огня», ставшего объектом религиозного почитания. Мифологии разных народов
уделяли огню большое внимание. В греческой и римской с огнем отождествлялся
целый ряд божеств (Гефест, Прометей, Веста, Гестия и др.); так же было и в
индийской (Агни). В зороастризме огонь почитался как священная стихия и воплощение
божественной справедливости. У народов Севера огонь представлялся в виде
женского образа — матери, хозяйки очага и т. п., а у якутов и бурят — в
мужском образе хозяина. Эта идея чистоты огня сохраняется доныне у всех
приверженцев зороастризма (персы, гербы). Храмы огня были, как это видно из
археологических раскопок, в Средней Азии и в Закавказье. Из античных примеров
культа огня
Комментариев нет:
Отправить комментарий