пятница, 17 января 2014 г.


ПЕЧИ, КАМИНЫ, БАНИ, САУНЫ
самый характерный — почитание богини Весты в Риме. В ее честь был построен храм, где на очаге (жертвеннике) горел неугасимый огонь — символ крепости Римского государ­ства. За священным огнем следили жрицы-девочки или де­вушки, дававшие обет целомудрия и безбрачия, нарушение которого каралось смертью. Весталки (и особенно главная из них) пользовались целым рядом привилегий. Одной из них было право освобождать от казни осужденных. Огонь Весты обновлялся в начале каждого календарного года. Ал­тари ее были и в частных домах — у входа в жилище.
Но античность знала и иной характер огня — буйный, разрушительный. Его персонифицировали боги Арес и Ге­фест в Греции, Вулкан — в Риме. В этих образах, однако, присутствуют и иные черты: Арес — бог жестокой и истре­бительной войны, Гефест — бог кузнечного дела, Вулкан — божество не только разрушительной стихии огня, но и за­щитник от пожаров.
Об организации труда в древнейшую эпоху охотничье­го хозяйства почти ничего не известно. Здесь возможны лишь гипотезы. Вероятно, облавные охоты требовали все же некоей организации: женщины добывали огонь и охра­няли его, мужчины пользовались им при облавах. Уже тог­да женщины — хранительницы огня (очага) были как бы стабильным центром орды (рода), мужчины — его более подвижной периферией. Женщин и .детей огонь очага спла­чивал, отделяя от мужчин. В какую-то пока неясную эпоху произошел раскол рода на семьи. Тогда обнаружилось, что не всякий огонь хорош. Появилось деление на «наш» и «не наш» огонь. Следы такого деления долгое время сохраня­лись едва ли не у всех народов Земли. Казалось бы, ника­кого убытка в хозяйстве не будет, если одолжить головешку или горсть углей, но по этому поводу существовала масса ограничений и запретов: нельзя давать соседу огонь в опре­деленные дни, нельзя быть слишком щедрым и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий