ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших общесоциальных функций огня — очистительная.
В доклассовом обществе она была слабо дифференцирована. Каждый совершал
очистительные обряды за себя, и вся община совершала их за всех. В древних
государствах руками жрецов приносились жертвы и осуществлялись другие обряды. У
жрецов иерусалимского храма система очистительных жертв была разработана до
тонкостей. В Средние века очистительная функция огня целиком принадлежала
церкви. За каждое нарушение того или иного обряда, как и за крупные
преступления, требовалось чаще всего огненное очищение — с тем или иным
участием огня. Католическая церковь построила на этой системе учение о
чистилище — загробном мире, где грешные души в огне очищаются от грехов,
причем срок пребывания в чистилище определялся церковью. Ею же была введена
практика аутодафе — публичного сожжения еретиков.
С общеисторической точки зрения огонь — это форма
человеческих отношений, форма разграничения трудовой деятельности женщин и
мужчин, сплочения родовых групп, затем семьи. Родовые и семейные группы
ограничивали себя строгими правилами несмешивания огня. Огонь замыкал собой
кольцо родственников и членов семьи. В ходе дальнейшего расширения форм общения
символическое значение огня уменьшается, но не исчезает: Благодатный огонь,
Вечный огонь, факельные шествия и замечательная традиция перенесения огня из
Греции в страну, где проходят очередные Олимпийские игры.
Древние египтяне и греки не умели хорошо отапливать
свои дома — по крайней мере, в том смысле, в котором это умели делать, скажем,
римляне перед распадом империи. Первобытная печь была «весь дом»: под.был
очагом, а крыша с отверстием — дымоходом.
Одной из составных частей древнеримского дома был так
называемый атриум (лат. atrium, от ater — закопчен-
Комментариев нет:
Отправить комментарий