пятница, 17 января 2014 г.


ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших общесоциальных функций огня — очистительная. В доклассовом обществе она была слабо дифференцирована. Каждый совершал очистительные об­ряды за себя, и вся община совершала их за всех. В древ­них государствах руками жрецов приносились жертвы и осуществлялись другие обряды. У жрецов иерусалимско­го храма система очистительных жертв была разработана до тонкостей. В Средние века очистительная функция ог­ня целиком принадлежала церкви. За каждое нарушение того или иного обряда, как и за крупные преступления, тре­бовалось чаще всего огненное очищение — с тем или иным участием огня. Католическая церковь построила на этой системе учение о чистилище — загробном мире, где греш­ные души в огне очищаются от грехов, причем срок пребы­вания в чистилище определялся церковью. Ею же была вве­дена практика аутодафе — публичного сожжения еретиков.
С общеисторической точки зрения огонь — это форма человеческих отношений, форма разграничения трудовой деятельности женщин и мужчин, сплочения родовых групп, затем семьи. Родовые и семейные группы ограничивали се­бя строгими правилами несмешивания огня. Огонь замы­кал собой кольцо родственников и членов семьи. В ходе дальнейшего расширения форм общения символическое значение огня уменьшается, но не исчезает: Благодатный огонь, Вечный огонь, факельные шествия и замечательная традиция перенесения огня из Греции в страну, где прохо­дят очередные Олимпийские игры.
Древние египтяне и греки не умели хорошо отапливать свои дома — по крайней мере, в том смысле, в котором это умели делать, скажем, римляне перед распадом империи. Первобытная печь была «весь дом»: под.был очагом, а кры­ша с отверстием — дымоходом.
Одной из составных частей древнеримского дома был так называемый атриум (лат. atrium, от ater — закопчен-

Комментариев нет:

Отправить комментарий