ПОДВЕСНЫЕ ПОТОЛКИ
Под подвесным потолком понимают систему, состоящую из
металлического каркаса, подвешенного к перекрытию, на который укладываются или
к которому крепятся либо готовые модульные элементы (плиты, панели, рейки,
кассеты, ячеистые модули), либо гипсокартонные листы, формирующие плоскость
потолка. В результате между перекрытием и плоскостью потолка образуется пустое
пространство, которое может использоваться для прокладки необходимых инженерных
коммуникаций и установки светильников.
Преимущества подвесного потолка очевидны. Он скрывает трещины, пятна и
другие дефекты старого потолка, позволяет скрыть инженерное оборудование,
расположенное под перекрытием. При этом в зависимости от выбранной
конструктивной схемы может быть обеспечен легкий доступ к этому оборудованию
либо локально, либо по всей площади потолка. В модульных подвесных системах
при ремонте унифицированные элементы могут быть легко заменены.
Специальные акустические
подвесные потолки создают благоприятную акустическую среду в помещении, они
поглощают звук и снижают уровень шума в нем.
За счет хорошего светоотражения многие модели подвесных
потолков значительно улучшают освещенность помещения без дополнительных
энергозатрат. И наконец, еще одним немаловажным преимуществом подвесных
потолков является легкость, простота и скорость их монтажа.
Помимо множества функциональных задач, которые могут
решать подвесные потолки, они являются еще и прекрасным инструментом для формирования
индивидуального дизайна интерьера. Все ведущие производители подвесных
потолков выпускают специальные группы дизайнерских потолков. Они отличаются
либо декоративной отделкой поверхности, либо наличием геометрических рисунков
на поверхности, способствующих появлению различных визуальных эффектов на
потолке, либо возможностью создавать причудливые криволинейные, в том числе
трехмерные, формы (своды и купола).
Криволинейные потолочные системы позволяют осуществлять
переход между перепадами высот базового потолка, а также создать на основе
одноуровневого перекрытия криволинейные поверхности, оригинальные рисунки,
изогнутые фризы, вставленные в потолок «острова», углубленные и выпуклые детали
потолков.
Криволинейные поверхности потолка могут быть легко
созданы также конструкциями с использованием гипсокартонных листов. Арки и
своды, трехмерные мягкие формы — любые фантазии дизайнеров могут быть воплощены
в жизнь с помощью этого материала.
Интерьер помещения может быть также дополнен гибкими панелями из
перфорированного или неперфо
рированного металла, плетеными
проволочными сетками, закрепленными на изогнутую подвеску, или применением
только декоративных подвесных систем без заполнения модулями.
Производители постоянно
выводят на рынок новые дизайнерские разработки. Примером могут служить
крыловидные звукопоглотители, монтируемые по периметру подвесных потолков. Они
используются для свободно подвешиваемых потолков или при больших перепадах
уровней базового потолка.
Классификация подвесных потолков
Существует несколько способов классификации подвесных
потолков: по функциональным признакам, по конструкции, по материалам.
Для решения определенных функциональных задач, как уже
упоминалось, выпускаются специальные виды потолков: акустические, влагостойкие,
пожаробезопасные, гигиенические, ударопрочные.
По конструктивным признакам подвесные потолки делят на
модульные и сплошные.
Хорошо известны подвесные потолки, видимая плоскость
которых состоит из готовых модульных элементов (панелей, реек, кассет и т.
д.), изготовленных из различных материалов. При этом решетка каркаса может
быть выделена или, наоборот, скрыта. Все элементы системы взаимосвязаны, что
обеспечивает гибкость при проектировании, технологичность при монтаже и
эксплуатации.
Другим конструктивным решением
является создание гладкой поверхности, внешне неотличимой от обычного потолка.
В основном эти потолки монтируются из гипсокартонных листов. В данном случае
сохраняются общие преимущества подвесного потолка — возможность легко и быстро
декорировать неприглядный внешний вид базового потолка, прятать инженерные
коммуникации, монтировать встроенные светильники, а также создавать любые
криволинейные формы потолочного пространства, подчеркивая их подсветкой.
Особенностью данной конструктивной схемы является необходимость устройства
специальных люков для обеспечения доступа к коммуникациям, расположенным в
межпотолочном пространстве.
Особняком стоят чисто декоративные потолки, состоящие
из открытого подвешенного каркаса, к которому могут крепиться светильники на
любой высоте. Данный тип подвесных потолков применяется исключительно для
решения дизайнерских задач, они могут подвешиваться как под плоскостью
базовог.о потолка, так и в качестве второго подвесного потолка, расположенного
ниже первого.
Что известно обычному покупателю о подвесных потолках?
Как правило, лишь то, что бывают они реечными (состоящими из алюминиевых реек,
внешне похожих на вагонку) и плиточными, т. е. состоящими из квадратов. Прежде
чем принимать решение о покупке того или иного потолка, необходимо узнать о
наличии гигиенического сертификата.
Теперь более подробно рассмотрим конструкции и технологию
выполнения подшивных и подвесных потолков.
Устройство потолка. В комплект подвесного потолка
входят подвесная система (каркас) и плиты из твердого или мягкого минерального
волокна толщиной, как правило, 1,5
см и размером 60 х 60 см или 61x61 см. Такая разница не случайна:
первый размер рассчитан на европейскую метрическую систему мер, а второй — на
американскую (61 см
— это 2 фута).
В продаже можно найти и те, и другие плиты.
Подвесная система — это набор металлических реек,
имеющих в разрезе вид буквы «Т» и соединенных между собой в модульную решетку.
Принцип их закрепления довольно прост: в потолке дрелью или перфоратором
проделываются отверстия, в которые вставляют дюбеля. К дюбелям крепятся
специальные крючки, на которые подвешивают модульную решетку. В получившийся металлический
каркас вставляют плиты. Так же легко их в случае необходимости можно вынуть. По
периметру комната отделывается потолочным плинтусом.
На что следует обратить внимание. При приобретении
подвесного потолка обратите пристальное внимание на соответствие плит и
подвесной системы. Недобросовестные продавцы иногда норовят продать плиты
одного производителя, а подвесную систему — другого. На голову такой потолок,
может быть, и не рухнет, но деформироваться может запросто. Трудности при
ремонте и обслуживании в этом случае тоже практически гарантированы — системы
разных производителей плохо стыкуются друг с другом.
Несмотря на кажущуюся простоту процесса закрепления потолка, доверить
эту операцию лучше профессионалу. Браться за дело самому стоит лишь в том
случае,
если вам нужно сделать потолок в небольшой комнате.
Во всех остальных случаях лучше все-таки воспользоваться услугами
фирмы-продавца, хотя монтаж потолка с привлечением профессионалов —
удовольствие не из дешевых.
Что касается цвета, то чаще всего плиты подвесных
потолков однотонно белые, классическая фактура — гладкая, но могут быть и с
шероховатой поверхностью, точками, зазубринами, рельефными геометрическими
рисунками и т. д. При желании плиты можно покрасить водоэмульсионными или
латексными красками.
Подвесные потолки на основе деревянного каркаса
Основные составляющие элементы такого подвесного
потолка — каркас из деревянных брусьев, металлические держатели и обшивка. Для
соединения каркаса подвесного потолка с базовым применяются потолочные держатели.
Это металлические элементы, изготовленные методом штамповки из стальной полосы
и состоящие из двух частей. Одна часть крепится к базовому потолку и затем
сгибается под прямым углом. Вторая часть (она несколько шире) свободно
передвигается относительно первой до достижения необходимого расстояния между
базовым и подвесным потолками.
Оба элемента имеют швеллерообразные части, которые
стыкуются друг с другом. В их полках имеются ряды отверстий, интервалы между
которыми в верхней части (крепящейся к потолку) и в нижней (крепящей
ся к каркасу) немного не
совпадают. Через отверстия наискось пропускается металлический штырь (например,
гвоздь), и таким образом фиксируется необходимая длина потолочного держателя.
Общая длина держателя может изменяться с точностью до миллиметра.
Верхняя часть потолочного
держателя крепится к потолку при помощи шурупов и дюбелей. В комплект держателей
обычно входят оцинкованные гвозди для фиксации элементов. Один такой гвоздь,
пропущенный через отверстия частей держателя, позволяет нести конструктивную
нагрузку до 250 кг,
два гвоздя — до 350 кг.
Деревянный каркас, укрепленный на потолочных
держателях, называется обрешеткой. Она выполняется либо одинарной (простой),
либо двойной (контро-вой). Простая обрешетка состоит из деревянных брусьев,
подвешенных к потолку параллельно друг другу с шагом 600 мм. Шаг держателей — 800 мм.
В том случае, когда выполняется двойная обрешетка, перпендикулярно
брусьям, закрепленным на потолочных держателях, монтируются контрбрусья, что
дает дополнительную жесткость деревянному каркасу. Контрбрусья крепятся
шурупами к основным брусьям с шагом 600 мм с помощью шуруповерта или электродрели с
соответствующей насадкой.
Для того чтобы ускорить этот процесс, используется деревянный
шаблон. Он изготовляется из обрезков деревянного бруса и имеет длину,
соответствующую требуемому расстоянию между контрбрусьями. При облицовке подвесного
потолка гипсокартонными листами стыки между ними должны находиться на
контрбрусьях. Сами же листы крепятся к обрешетке шурупами с шагом 150—200 мм.
Подвесные потолки на основе металлического каркаса
Эта система представляет собой каркас из металлических
профилей, обшитый листами гипсокартона. Металлические профили изготавливаются
из стальной ленты (толщина 0,55—0,8 мм) методом холодной прокатки и имеют
швеллерообразное сечение. Поверхность таких элементов покрыта слоем цинка для
предотвращения последствий негативного воздействия внешней среды.
Для монтажа подвесного потолка
применяются два вида профилей — потолочные и направляющие. Потолочные профили
служат для формирования металлического каркаса подвесного потолка. Спинка
профиля имеет ширину 60 мм,
ширина полки — 27 мм.
Для облегчения центровки крепежных шурупов и придания элементу дополнительной
жесткости спинка и полки профиля имеют по три канавки.
К базовому потолку профиль крепится с помощью специальных подвесов.
Основные виды подвесов — подвес прямой и подвес с зажимом. Края полок профиля
загнуты внутрь и служат упором для подвесов с зажимом. Прямой подвес
скрепляется с потолочным профилем с помощью саморезов. Спинка профиля служит
для крепления к ней гипсокартонных листов.
Потолочный направляющий профиль ПН 28/27 — это направляющая основа для
каркаса из потолочных профилей ПП 60/27. Он имеет спинку шириной 28 мм и две полки шириной по 27 мм. В процессе монтажа
подвесного потолка направляющий профиль закрепляется на стенах по периметру
помещения. Для установ
ки на несущее основание (в
данном случае — стену) направляющий профиль имеет отверстия 08 мм, расположенные с шагом
250 мм.
Крепление производится шурупами с дюбелями.
Существует два типа каркасов для подвесных потолков
на основе металлических профилей. В одном случае основные профили, которые
крепятся к базовому потолку с помощью подвесов, и несущие профили, на которых
располагаются листы обшивки, находятся на разных уровнях. При этом вес 1 м2 потолка
составляет 13 кг.
Максимальное расстояние между подвесами — 900 мм. Наибольший шаг между
основными профилями — не более 1000
мм, расстояние между несущими профилями — не менее 500 мм, зазор между стеной и
крайним основным профилем — 100 мм. Для скрепления основных и
несущих профилей используют специальный двухуровневый соединитель профилей.
Другой вариант каркаса для подвесного потолка выглядит
следующим образом. Основные и несущие профили находятся на одном уровне. В
этом случае расстояние между местами крепления подвесов к основному потолку
может достигать 1000 мм,
а расстояние между основными профилями — 1200 мм. Остальные параметры такие
же, как и для разноуровневого каркаса. Между собой основные и несущие профили
скрепляются с помощью одноуровневых соединителей.
Монтаж подвесных потолков следует начинать на той
стадии работ, когда закончено применение жидких растворов, способных повысить
влажность в помещении.
Порядок монтажа подвесных потолков следующий. Прежде всего следует
определить необходимое расстоя-
ние между основным и подвесным потолками. В соответствии
с этим производится разметка и монтаж направляющих профилей. Далее намечаются
места установки подвесов и основных профилей. С помощью анкеров подвесы
крепятся к базовому потолку, и к ним саморезами привинчиваются основные
профили. Регулируя длину подвесов, основные профили выравнивают в одной плоскости,
после чего к ним крепятся несущие профили.
Затем с использованием специальных подпорок листы гипсокартона
устанавливаются в необходимое для монтажа положение и закрепляются на несущих
профилях саморезами с шагом не более 170 мм. Листы гипсокартона располагают
перпендикулярно к несущим профилям, причем их стыки должны находиться на несущих
профилях. Швы в местах стыков заделываются специальной шпаклевкой и армирующей
лентой.
Обшивка гипсокартонными листами может производиться в
два слоя. Шурупы необходимо вворачивать перпендикулярно листам и углублять в
профиль не менее чем на 10 мм.
Головки шурупов утапливаются в гипсокартон на 1 мм. После проведения
вышеописанных мероприятий поверхность подвесного потолка готова для дальнейшей
декоративной отделки.
Кассетные и подвесные
потолки
На самом деле это различные по технологии виды отделки
потолка, а их объединение в одном разделе связано с тем, что и кассетные, и
подвесные потолки открывают перед нами новые, примерно одинаковые возможности:
□ отпадает необходимость в
какой-либо подготовке поверхности потолка;
□ современные технологии
позволяют скрыть инженерные коммуникации, находящиеся выше уровня потолка;
□
позволяют изменить пропорции помещения;
0 дают
возможность выровнять разновысокие потолки;
□
появляется возможность установки светильников
непосредственно в плоскости потолка. Рассмотрим, как эти возможности
достигаются при
помощи технологии кассетных потолков. Кассета (универсальная
панель) представляет собой древесно-стру-жечную или древесно-волокнистую плиту
толщиной
1 см,
облицованную натуральным шпоном (тонким срезом древесины) ценных пород дерева
или другим декоративным материалом. Размеры таких панелей имеют значительный
диапазон по ширине и длине, что позволяет подобрать их под любое помещение. В
кромках кассет имеются пазы, предназначенные для их укладки и крепления. В пазы
вставляются плоские или профилированные рейки.
Так как кассеты достаточно тяжелые, их крепят на обрешетку.
Разметка и укладка производится от центра так, чтобы крайние ряды были попарно
симметричны относительно центра и осей потолка. Дополнительные сложности
создает кривизна стен. Для контроля прямых углов между стенами можно изготовить
угольник из реек с соотношением сторон 3:4:5 (например, 120:160:200 см). Если
углы отличаются от 90°, между стенами и крайними кассетами оставляют
деформационный шов шириной около 1 — 1,5 см. Крепятся кассеты к обрешетке
при помощи степлера или на специальные крепежные
скобы. После укладки плит деформационный шов закрывается планкой-нащельником.
Сделать переход между разновысокими потолками,
спрятать инженерные коммуникации, встроить осветительные приборы или просто
придать потолку более оригинальный вид помогут профильные планки.
Понизить уровень потолка и
одновременно улучшить вентиляцию можно при помощи двойной обрешетки.
Эффективная вентиляция таких конструкций особенно важна для помещений с
повышенной влажностью. Непосредственно приклеить плитку к несущему потолку не
всегда возможно из-за его неровности. Разницу в плоскости перекрытия до 20 мм можно выровнять при
помощи обрешетки из сухих деревянных брусков, а если необходимо скрыть
инженерные коммуникации, прибегают к подвесу из металлического профиля и полос
из гипсокартона размером 700 х 50—70 мм.
Подвесные потолки отличаются от рассмотренных выше тем, что
облицовочные плиты крепятся на жестком каркасе, который, в свою очередь,
прикреплен к несущему потолку на регулируемых подвесах.
Для потолков из гипсокартонных плит в качестве каркаса
обычно используются деревянные бруски размером 30 х 50 мм или одно- и
двухуровневые металлические профилированные каркасы. Профили изготавливаются
длиной 2,5—6,0 м из рулонной оцинкованной стали толщиной 0,5—0,7 мм и
представляют собой длинномерные элементы с швеллерообразным сечением.
Порядок монтажа подвесных потолков из гипсокартонных
плит:
о разметка мест расположения
основных профилей или брусков и мест крепления подвесов;
□ крепление подвесов к базовому
потолку с помощью анкерных элементов;
□ закрепление на подвесах
основных профилей или брусков и выравнивание основных профилей в одной
плоскости (для подвесов с зажимом — регулировка);
□ выравнивание с помощью
регулируемых подвесов основных профилей в одной плоскости;
□ крепление к основным профилям
(брускам) несущих профилей (брусков);
□ установка с помощью подпорок
гипсокартонных листов в проектное положение и крепление их к каркасу шурупами
с шагом не более 170 мм;
□ заделка швов между гипсокартонными листами и
грунтование поверхности подвесного потолка. Основным недостатком потолка
такого типа является невозможность замены отдельных листов после установки.
Подвесные потолки из минераловатных плит в настоящее время наиболее
распространены и очень близки по конструкции к гипсокартонным. Однако
возможность заменять плиты на новые и иметь доступ к инженерным сетям выгодно
отличает их от потолков из гипсокартонных панелей. Основной и поперечный
профили подвешивают на одном уровне. Поперечный профиль разрезают и размещают
в промежутках между основным. Плиты располагают сверху.
Монтаж
производится в следующем порядке:
□ обмер помещения и разбивка
основных взаимно перпендикулярных осей;
□
перенос отметок чистого потолка на стены и колонны;
□
разметка потолка от осей помещения в обе стороны для
выявления размеров крайних к стенам плит, мест расположения светильников,
вентиляционных решеток и других устройств;
о крепление опорных
обрамляющих уголков на стены и колонны при помощи дюбелей, устанавливаемых с
шагом 1 м;
□
крепление подвесов с тягами к базовому потолку посредством
анкерных элементов;
□
установка основных Т-профилей и выравнивание их в
одной плоскости;
□
установка поперечного Т-профиля в просечки основного
профиля;
□
установка продольного Т-ирофиля в просечки поперечного
профиля;
О укладка плит в ячейки каркаса;
плиты, примыкающие к стенам, колоннам и другим конструкциям, обрезают по
месту;
□
при необходимости в процессе монтажа плит производят
укладку тепло- или звукоизоляционного материала;
□
установка светильников, вентиляционных решеток и т. п.
производится в процессе монтажа.
Вес потолка из минераловатных плит составляет около 8 кг/м2.
Устройство реечного подвесного потолка
Такой потолок состоит из реек, загнутых по бокам. Делают
их из алюминиевой ленты, от которой можно
отрезать рейку любой длины. В основном продают их длиной по 3 и 4 м. Но у разных производителей
могут быть разные стандарты, так что в продаже встречаются рейки и меньшей
длины. Вариантов ширины реек не очень много — 20,15,10 и 9 см, самая популярная — 10 см.
Очень важный параметр —
толщина. Чем толще рейка, тем прочнее потолок. Оптимальная толщина реек — 0,5 мм. Этого вполне
достаточно, чтобы потолок держал форму и не деформировался при монтаже. Если
сделать рейку тоньше (0,47 или 0,43
мм), потолок может погнуться, и на нем появятся вмятины.
Рейки бывают трех типов: открытые, закрытые и со вставками. Закрытые
крепятся встык; между открытыми рейками остается небольшой зазор, но его
практически не видно — такие модели обычно вешают в холлах с высотой потолков
больше 5 м.
Выпускаются также рейки со вставками. Такие модели похожи на открытые, только
расстояние между рейками прикрывают узкие алюминиевые полоски. Потолок получается
ровным, без выемок и впадин. Его очень удобно мыть, это идеальный вариант для
кухни.
Подвесной потолок в ванной. Характерной особенностью
ванной комнаты, на которую в первую очередь стоит обратить внимание при отделке
потолка, является то, что это помещение с повышенной влажностью. Поверхность
потолка здесь может контактировать не только с влажным воздухом, но и с водой.
Соответственно, при выборе материала нужно быть уверенным в его
влагостойкости.
Покрытия с неправильно подобранной влагостойкостью
через некоторое время начинают либо расслаи-
ваться, либо подвергаться коррозии, воздействию грибков
и бактерий. Все остальные требования к потолкам в ванной (светоотражающая и
звукопоглощающая способность, огнестойкость, экологическая чистота, простота в
уходе) полностью соответствуют общим требованиям, предъявляемым к обычным
потолочным конструкциям.
Одним из вариантов решений
является отделка потолка в ванной комнате с помощью подвесной конструкции. Это
и красиво и функционально — за подвесным потолком можно спрятать
электропроводку, вентиляционные короба и другие конструкции. Для ванной отлично
подходят реечные металлические потолки, плиточные, а также из влагостойкого
гипсокартона.
На сегодняшний день выпускается несколько типов плиточных подвесных
потолков. Не все они пригодны для ванных комнат — все зависит от материала. Можно
выбрать плиты из минерального волокна. Этот материал не боится влаги. Однако
помимо минерального волокна в состав таких плит входят вторичная бумага, глина
и органические добавки. Подойдут ли такие потолки для ванной комнаты, зависит
от соотношения этих элементов. Если бумаги больше, потолочные плиты можно
использовать только в сухих помещениях, а если больше глины — они подойдут и
для потолка ванной комнаты.
Также в ванной возможно
установить подвесные плиточные конструкции из стальных модулей. Такие потолки
очень прочны, им не страшны протечки. Однако большим минусом является то, что
такая система отнимет как минимум 12
см от общей высоты комнаты,
что не страшно в домах с
высокими потолками, но нежелательно, если потолки низкие.
Лучше всего для отделки
помещений с повышенной влажностью подходят подвесные реечные системы. Рейки
сделаны из алюминия, который не ржавеет и не промокает. При этом они не
подвержены деформации, жестко фиксируются в пазах крепления, поэтому не будут
дребезжать и расшатываться. Еще один несомненный плюс реечных конструкций в
том, что уровень потолка опустится всего лишь на 3 см, хотя при необходимости
его можно сделать и более низким.
За реечными подвесными потолками очень просто
ухаживать. Следы конденсата и любые другие загрязнения легко удаляются любыми
чистящими средствами, кроме абразивных.
Цветовая гамма и богатство фактур позволяют с помощью соединителей
скомбинировать разнообразные модули и создать уникальное дизайнерское решение.
Кроме того, есть возможность подобрать рейки разной длины и ширины в
зависимости от размеров ванной комнаты, что позволит сэкономить материал и обойтись
без обрезков.
Стоит обратить внимание на то, что существуют реечные
модули двух типов: сплошные и перфорированные. Для ванной лучше выбирать
перфорированные, тогда там будет не так гулко и душно.
Также нужно помнить вот о чем: во влажных помещениях
недопустима комплектация алюминиевых панелей стальными элементами — это может
спровоцировать коррозию металлов, здесь можно использовать только алюминиевые
шины и уголки.
Итак, выбирая потолки для
ванной комнаты, необходимо помнить, что главное — влагостойкость материала,
из которого они будут сделаны. Среди подвесных конструкций предпочтение лучше
отдать алюминиевым реечным потолкам, которые не только прочны, влагостойки и
долговечны, но и очень просто монтируются, легко моются и минимально уменьшают
общую высоту помещения.
НАТЯЖНЫЕ ПОТОЛКИ
История натяжных потолков уходит корнями в глубь веков.
Известно, что еще в Древнем Египте, Греции и Риме использовали аналогичный
способ отделки. Шелковая ткань, подобранная под цвет стен, натягивалась в одной
плоскости с потолком. Со временем ткань провисала, теряла цвет и покрывалась
пылью. Выход был прост — натягивали новую ткань.
В Армении с этой же целью с незапамятных времен использовали тонкую
хлопковую ткань. Вначале ее пропитывали водной эмульсией мела и натягивали на
каркас. Высыхая, ткань давала усадку, благодаря чему образовывалась идеально
ровная поверхность. Правда, мел с нее постепенно осыпался. Поэтому сейчас армянские
умельцы, еще сохранившие секреты старинной технологии, используют для покрытия
матерчатых потолков водорастворимую краску.
Со временем появилось множество способов отделки потолка, и про
натяжные технологии забыли. Не вспоминали про них вплоть до 60-х годов XX века.
В 1967
г. во Франции возникла идея усовершенствовать технологию
натяжных потолков. В осуществлении идеи немалую роль сыграли новые материалы:
тяжелая и быстро теряющая внешний вид ткань была заменена пластиковой пленкой
из легкого поливинилхлорида (ПВХ).
По другим данным, натяжные
потолки были изобретены в Швеции, однако именно французы довели до
совершенства технологию изготовления ПВХ-пленки, именно поэтому второе название
натяжных ПВХ-потол-ков — «французские потолки»; это словосочетание стало
нарицательным и уже не говорит только о стране-производителе. На сегодняшний
день на европейском рынке представлены более тридцати компаний, производящих
натяжные потолки из ПВХ-пленки.
Предложенный принцип устройства потолков из ПВХ-пленки
надолго вошел в перечень строительных технологий, поскольку он позволяет решать
те задачи в области отделки помещений, которые ранее считались неразрешимыми.
Однако несмотря на то что натяжные потолки из
ПВХ-пленки имеют более чем 40-летнюю историю, их производители так и не смогли
решить ряд серьезных проблем, которые характерны для натяжных потолков из
ПВХ-пленки. Остановимся на некоторых из них.
По сути, натяжные потолки из ПВХ-пленки представляют собой полотна
поливинилхлоридной пленки, спаянные между собой. Ширина полотен, как правило,
не превышает 2 м.
Другими словами, в любом помещении, ширина которого более 2 м, на натяжном потолке будет
как минимум один шов. Следовательно, чем шире помещение, тем больше швов будет
име ть натяжной
потолок. Швы на натяжном потолке все меньше и меньше
устраивают современного потребителя.
Второй, уже технологической, проблемой натяжных потолков
из ПВХ-пленки является место спайки. Шов на натяжном ПВХ-потолке является самым
слабым местом. Некоторые производители до сих пор используют устаревшую
технологию точечной спайки ПВХ-поло-тен, что значительно увеличивает
вероятность разрыва натяжного потолка. Впрочем, и более современные технологии
спайки полотен натяжного потолка не дают 100% гарантии прочности шва.
Более серьезные проблемы с пленочными натяжными
потолками могут возникнуть уже на стадии замера и изготовления натяжного
потолка. Дело в том, что большинство пленочных натяжных потолков имеет
гарпунную систему крепления в багет. Другими словами, для монтажа пленочного
натяжного потолка используют два компонента крепления: крепежный багет, который
закрепляют по периметру помещения, и гарпун, который приваривается
непосредственно к краям пленки (при монтаже натяжного потолка гарпун крепится в
багет).
Приваривание гарпуна к пленке возможно лишь в условиях
производства, поэтому для изготовления натяжного потолка необходимо очень
точно произвести замер помещения. Перед изготовлением натяжного потолка из
ПВХ-пленки на производстве замерщик обязан снять все линейные, угловые,
диагональные размеры помещения, в котором будет монтироваться натяжной
потолок. Необходимо учесть все выступы, колебания сторон, углы. Любая ошибка
приводит к тому, что натяжной потолок, изготовления которого заказ
чик ждет как минимум 1—2
недели, при монтаже оказывается непригоден для данного помещения.
Натяжные потолки из ПВХ-пленки имеют еще одну
малоприятную особенность. Для того чтобы обеспечить достаточное натяжение
пленки, натяжные потолки изготавливают на 10—20% меньше изначальных размеров
помещения. При монтаже такого короткого натяжного потолка необходимо тепловой
пушкой разогреть помещение до 55—60 °С. Тогда натяжной потолок нагревается,
растягивается и его можно монтировать. Однако резкий перепад температуры в
помещении, где устанавливается натяжной потолок, означает, что все, что нельзя
вынести из комнаты, наравне с натяжным потолком ощутит на себе сильный тепловой
удар. Предугадать, что случится с паркетом, оконными рамами, мебелью после
воздействия резкого перепада температуры, невозможно.
Отдельный аспект натяжных потолков из
поливи-нилхлоридной пленки — это экология. Если производитель натяжных потолков
использует качественное сырье, то проблем, как правило, нет, а вот если такие
потолки изготовлены из сырья сомнительного качества, то неприятный химический
запах и вредные испарения в помещении, где установлен натяжной потолок, останутся
надолго.
■ Все вышеперечисленные проблемы, характерные для натяжных потолков из
пленки, натолкнули на мысль о необходимости заменить пленочные натяжные потолки
принципиально новым материалом.
В 1997 году швейцарская компания Clipso A. G.
совершила настоящий прорыв в области технологии
изготовления натяжных потолков. В качестве основы
натяжного потолка было предложено использовать ткань. Изготавливаемое на
широком ткацком станке цельное полотно синтетической ткани сложной трикотажной
вязки пропитывается полиуретаном. Это полотно не имеет швов и превращает
натяжные потолки в идеально ровную цельную поверхность.
Преимущество такого бесшовного натяжного потолка
перед пленочными натяжными и подвесными потолками стало неоспоримым. По сути,
появились натяжные потолки нового поколения — материал XXI века. Сразу были
решены практически все проблемы, присущие натяжным потолкам из ПВХ-пленки.
Установка натяжных
потолков
Конструкция натяжных потолков допускает не только
установку любого типа освещения, сигнализации, противопожарной системы, но и
проводку электрических и вентиляционных коммуникаций. Изготовленные из
нейтральных материалов, натяжные потолки не выделяют вредных веществ, а при
пожаре не воспламеняются. Монтаж такого потолка не займет много времени,
потому что весь процесс установки давно уже отработан до совершенства.
Выбрать натяжной или подвесной потолок помогут
менеджеры фирмы-установщика. В их обязанности входит представить весь
ассортиментный ряд, которым располагает компания на тот момент, когда вы к ним
обратились. Как выясняется, труднее всего остановиться на
одном из сотни предложенных
вариантов натяжных потолков. Выбор затрудняется в связи с многообразием оттенков,
рисунков, характеристик натяжных потолков.
На основе полученных в результате обмера помещения
данных фирма, в которой был произведен заказ, приступает к изготовлению
потолка. Залог качественного монтажа — это чрезвычайно точный замер потолка
по всем необходимым параметрам (диагонали, периметр, сегменты).
Натяжной потолок является одной из разновидностей подвесных потолков,
хотя, строго говоря, его нельзя отнести к ним, поскольку крепление к базовому
потолку используется только как один, причем достаточно редкий, вариант.
Обычно же полотно потолка закрепляется по периметру стен.
Пленка, из которой изготавливается полотно натяжного
потолка, представляет собой обычную ПВХ-пленку разных фактур (матовую,
полуматовую, глянцевую, метал-лик, замша, мрамор, кожа и т. д.) толщиной
0,17—0,22 мм, обладающую определенными физическими свойствами.
Сам же потолок — это сшитое из отдельных полос
ПВХ-пленки полотно, выкроенное точно по размерам помещения с учетом всех его
особенностей. Чертеж для выкройки должен делать профессиональный технолог, т.
к. в этом деле, как и во всех вопросах, связанных с натяжными потолками, очень
много тонкостей, которые должны быть учтены на всех этапах подготовки и
установки. После выкройки полотно обрабатывается по периметру гибкой пластиной
(гарпуном), которая впоследствии используется при установке. На этом выкройка
полотна заканчивается, оно тщательно моет-
ся специальными средствами, складывается с использованием
межслойных прокладок и упаковывается в несколько слоев теплоизолирующей
пленки. Так, в виде свертка, потолок и поставляется фирмой-изготовителем
фирме-установщику.
Основные этапы установки потолка
Начинаются работы с того, что по периметру помещения,
где предполагается монтаж натяжного потолка, закрепляются ПВХ-профили — так
называемые багеты.
Специальные стойки на базовом
потолке крепятся в тех местах, где впоследствии будут стоять осветительные
приборы. В дальнейшем закрепленные светильники выводятся в уровень
устанавливаемого потолка.
На этом этапе, как уже упоминалось, осуществляется нагревание воздуха
до 50—60 °С при помощи так называемой тепловой пушки. После поднятия температуры
в установленные ранее профили вправляется ПВХ-пленка, которая при нагреве
становится эластичной. По мере понижения температуры в комнате пленка
растягивается, становясь жестче. Быстрый монтаж становится возможным благодаря
вырезанному точно по размеру комнаты цельному полотну из винила.
Рассмотрим этот процесс для простейшего случая — установки натяжного
потолка в прямом четырехугольном помещении, без уходящих в потолок труб, со
светильником-люстрой.
Первым делом на стены по периметру помещения закрепляется
багет, представляющий собой пластмассо
вый профиль из жесткого
пластика или дюралюминия, за который впоследствии и зацепляется гарпуном полотно
потолка. Формы профилей, как и способ крепления, у разных фирм-производителей
разные, хотя и схожие друг с другом. Для выполнения этой операции прежде всего
определяется самый низкий угол базового потолка помещения. Делается это с
помощью гидроуровня (гибкой прозрачной трубки достаточной длины, заполненной
жидкостью).
Далее от нижнего угла отмеряется вниз 1—2 см и делается
отметка карандашом. Этот зазор нужен только в технологических целях, чтобы было
удобнее подобраться инструментом при закреплении багета. Затем с помощью того
же гидроуровня эта метка переносится на остальные углы помещения. Гидроуровень
больше не понадобится, и его можно убрать. С помощью от-бивочного шнура с
красителем наносится линия для закрепления багета. Для этого один конец шнура
устанавливается на отметку в одном из углов, а другой — на метку в соседнем
углу; шнур при этом должен быть туго натянут. Свободной рукой шнур
оттягивается перпендикулярно стене и отпускается. Цель этой операции в том,
чтобы натянутый шнур оставил на стене прямую линию от одной метки до другой.
Повтором этой операции для всех стен помещения получают горизонтальную линию
на заданной высоте. Эта линия и будет базой для последующей установки багета.
Следующая операция — точное измерение углов помещения.
Делается это с помощью специального инструмента — ганиометра (раскладного
транспортира) или способом подбора зарезок. Второй способ лучше.
И сразу же нужно написать значения измеренных углов
карандашом на базовом потолке. Необходимая точность — 0,5°; точнее сделать трудно,
т. к. цена деления шкалы, используемой для запила углов маятниковой пилы, равна
1°.
Для крепления на стены багета
необходимо сначала подготовить рейку. С помощью рулетки точно измеряется длина
стены, на которой планируется крепить рейку. Обычно рейка имеет длину 3—4 м,
поэтому здесь рулетка большей длины не имеет смысла. Если стена имеет длину
меньшую, чем длина рейки, то рейка отпиливается маятниковой пилой под углами,
равными половине углов, прилегающих к измеренной стороне, после чего
закрепляется на стене таким образом, чтобы верхний край багета совпадал с
разметкой горизонта, сделанной ранее.
Если же стены больше, чем длина рейки, последняя запиливается только в
одном углу (второй при этом рекомендуется запилить под прямым углом, т. к.
чаще всего багет нарезается в длину не строго под прямым углом), а после ее
закрепления либо с помощью дюбелей и само-резов (рекомендуются усиленные дюбели
отечественного производства 06
мм и длиной 30 мм), либо с помощью пневматического
пистолета и специальных гвоздей или скрепок с частотой крепления, определяемой
материалом стены. При этом следует помнить, что усилие натяжения потолка на
отрыв багета примерно 60 кг/пог. м. Недостающее наращивается куском необходимой
длины с соответствующим запилом, который крепится к стене тем же или иным
способом. Повторив эту операцию для каждой стены, получим помещение с
горизонталь
но установленными багетами. Выполняя эту операцию,
важно помнить, что стыки кусков багета должны проклеиваться при их соединении
с помощью клея циано-акрилатной группы.
Затем наступает очередь самой ответственной операции
— разворачивания и установки полотна. Как уже было сказано выше, полотно
потолка поступает фирме-установщику в сложенном виде. Качество упаковки может
сыграть важную роль, поскольку даже малейшее механическое повреждение полотна
приводит к браку в работе. Именно поэтому между слоями полотна укладываются
специальные прокладки из вспененного полиэтилена или тонкой мягкой бумаги.
Распаковка полотна должна производиться в уже частично прогретом (до 40—50 °С)
помещении. Обычно на несколько минут включается тепловая пушка, а затем
полотно натяжного потолка следует осторожно распаковать и развернуть, давая
равномерно прогреться (тепловую пушку нельзя подносить к полотну ближе чем на 1,5 м). В полотно потолка
всегда вкладывается чертеж фирмы-изготовителя, в котором должен быть обозначен
базовый угол, а складывается оно таким образом, чтобы базовый угол был наверху
и разворачивалось полотно, начиная с него. Развесив по углам помещения на
веревочных петлях так называемые крокодилы (пружинные струбцины в форме
клещей) с обернутыми двумя-тремя слоями прокладочного материала губками, начинают
разворачивать полотно.
Первым открывается базовый угол, который после
небольшого прогрева в тепловом потоке пушки цепляется «крокодилом» за гарпун.
Далее по мере разворачивания полотна будут открываться его новые углы,
которые цепляются «крокодилами» в соответствующих им
углах помещения. Когда все полотно развернуто и зацеплено и пока оно
прогревается до состояния пригодности к установке, следует проверить,
правильно ли оно сориентировано, — хоть и нечасто, но бывали случаи ошибки с
базовым углом.
Уровень, до которого следует прогревать полотно,
определяется только опытом монтажника — если недо-греть полотно, его трудно
будет натягивать и устанавливать, если перегреть — оно будет выскакивать из
зацепления, а кроме того, лаковое полотно может потерять блеск. Нормально
прогретое полотно должно достаточно легко растягиваться вместе с гарпуном и
прочно держаться в замках багета. Только после достижения этого состояния
следует начинать непосредственно установку полотна в багет. Начинать можно с
любого угла.
Выбранный угол снимается с «крокодила», который сразу
убирается, чтобы не мешал, затем в паз гарпуна вставляется угловая лопатка и с
ее помощью гарпун полотна зацепляется за багет. При этом необходимо придавливать
гарпун пальцами левой руки сверху в месте, где его уже удалось зацепить за
багет, так, чтобы он не выскочил сразу из зацепления. Зацепив сам угол, надо
сменить лопатку на плоскую и продолжить зацепление гарпуна вправо и влево от
угла до момента, пока гарпун не будет зацеплен хотя бы за два замка в каждую
сторону. Далее аналогичным образом зацепляются противоположный и остальные
углы. То, что каждый последующий угол зацепляется все труднее, следует считать
нормальным.
Когда все четыре угла установлены, можно приступать к
зацеплению прямых участков натяжного потолка.
Делается это уже с помощью прямых лопаток. Сначала на два-три замка
зацепляются участки в месте окончания швов полотен, что уменьшает вероятность
возникновения их искривлений. Затем незакрепленные участки делятся пополам и
в центре закрепляются опять же на два-три замка. Так до тех пор, пока величина
незакрепленных участков не будет такой, чтобы весь участок можно было
закрепить без особых усилий (обычно это до 1 м).
Далее производится
окончательное зацепление по всему периметру помещения. Когда это сделано, необходимо
проверить качество зацепления полотна по всему периметру, проверив плотность
прилегания полотна потолка к багету. Если в каком-либо месте полотно неплотно
прилегает к багету, следует поправить зацепление. Если же все правильно, то
получается довольно туго натянутое на багет полотно, образующее идеально
ровную поверхность.
Последняя операция — устройство светильника внешнего
монтажа (люстры). Первое, что нужно сделать, — подготовить усилительное кольцо.
Оно обычно изготавливается из пластика толщиной 3—4 мм, который должен быть
одновременно прочным и легким в обработке. Внешний диаметр кольца должен быть
таким, чтобы чашка люстры его прикрывала, а внутренний — чтобы кольцо легко
надевалось на закрепленный в базовом потолке крюк люстры. В любом случае
ширина кольца не должна быть менее 5
мм. Обычно это условие легко выполнимо. На ощупь через
полотно потолка находят крюк люстры, и в этом месте делается отметка
фломастером. На усилительное кольцо наносится клей
типа цианоакрилата сплошной полосой без разрывов. Это
условие является обязательным, иначе впоследствии полотно натяжного потолка
поползет, как дырявый чулок. После этого кольцо приклеивается на лицевую
сторону полотна таким образом, чтобы сделанная фломастером отметка находилась
точно в центре усилительного кольца. Клеи указанного типа сохнут обычно в
течение нескольких секунд, поэтому, выдержав указанное время, острым ножом
внутри кольца полотно вырезается, в полученное отверстие вытягивается провод,
подключается к люстре, а затем люстра просто вешается на старый крюк, который
при необходимости наращивается в длину.
Такова последовательность
операций при установке простейших натяжных потолков — четыре угла и люстра.
Более сложные потолки, включающие в себя трубы, встроенные светильники,
циркулярные элементы, переходы уровней, требуют отдельного описания. Как уже
говорилось, установку таких натяжных потолков лучше поручить профессионалам.
Свет в помещении с натяжным потолком. Натяжные потолки
позволяют использовать и галогенные, и люминесцентные, и лампы накаливания,
разве что крепление в плоскости полотна накладывает некоторые ограничения по
мощности. Доступны буквально все традиционные и современные способы освещения:
□ центральное — с люстрой
посередине;
□ периметральный отраженный свет
— глядящие вверх торшеры или лампы, установленные на карнизе;
D точечный — россыпь
точечных светильников;
□ уникальные световые рисунки.
ОКРАШИВАНИЕ
СТЕН
И потолков
В зависимости от требований, предъявляемых к окраске,
она выполняется в один или в два приема.
Если окрашивание ведется в один прием, то краску наносят и растушевывают
в каком-нибудь одном направлении.
При окрашивании в два приема краску кладут сначала в одном направлении
и более толстым слоем, а затем растушевывают в другом направлении. Качество
окраски в два приема значительно выше, так как штрихи краски, перекрещиваясь,
покрывают всю поверхность более равномерно.
Когда окрашенная поверхность имеет дефекты, например пропуски в
окраске, потеки, ее окрашивают повторно (за два раза). Второй раз красить
можно только тогда, когда первый слой краски высохнет. Если работа ведется
клеевыми или известковыми красками, то для повторной окраски нужно приготовить
состав, цвет которого немного слабее, чем в первый раз.
На стенах краска растушевывается вертикальными мазками,
на бревенчатых стенах — вдоль волокон дерева, т. е. по длине бревна. Много
удобнее и быстрее окрашивать стены, работая вдвоем: один наносит краску горизонтальными
мазками, а второй следом растушевывает их в вертикальном направлении.
Окрашивание в одиночку ведется захватками: часть стены длиной примерно 2 м покрывают краской, двигая
кисть в горизонтальном направлении, затем растушевывают горизонтальные мазки в
вертикальном направлении и переходят к окраске следующей захватки. По
окончании работ стыки между захватками не должны быть заметны, их тщательно
растушевывают в процессе окрашивания.
При окрашивании потолков
растушевка ведется по направлению световых лучей, падающих из окна. Если же
окон в комнате несколько, то растушевывают краску по длине потолка. Если
отделка проводится с карнизами, то окрашивают (белят) сначала потолок, далее
переходят к окраске карнизов.
Начинают работу с окрашивания углов карнизов ручниками
или флейцами, так как маховыми кистями или валиками аккуратно такую работу не
выполнить. Окрашивают и ту часть стены, которая располагается под карнизом
(красят на 1 см ниже отмеченной линии), чтобы
линия соединения карниза и стены под ним получалась ровной и чистой. При
последующей окраске стен набел смывают, это место грунтуют и окрашивают стены.
Чтобы на этом этапе не испачкать карниз, стены вдоль линии соединения карниза и
стен прокрашивают ручником (ширина полосы 15—20 см), а затем красят стены
маховой кистью или валиком.
Последовательность окрашивания
поверхностей стен и потолка зависит от вида отделки. Обычно в небольших по
высоте помещениях (2,5—2,7 м), выбирая вариант отделки, стены не членят по
горизонтали, чтобы визуально не снижать высоту комнат. В данном случае окраску
или оклейку стен обоями проводят как можно ближе к потолку, отступая от него
максимум на 10 см,
ведь чем больше ширина карнизов, фризов, бордюров, тем ниже будет казаться
помещение.
Еще один совет: если в отделке
потолка использовались лепные украшения (карнизы, розетки, медальоны), то на
этапе подготовки поверхностей к окраске с них обязательно счищают набел,
промывают, сушат и олифят.
Итак, предположим, что вами запланирована окраска стен или оклеивание
их обоями с карнизом. При отсутствии вытянутого (фигурного) карниза полосу
нужной ширины просто окрашивают краской того же цвета, что и потолок. Если
стены и потолок окрашиваются в один тон, например в белый, то сначала белят
потолок, затем удаляют потеки побелки, грунтуют стены и окрашивают их. При
окраске в два цвета потолок и карниз окрашивают в один цвет, а стены — в
другой. Линия соединения карниза и стены должна быть ровной.
Отделка в два цвета с филенкой выполняется как отделка
в два цвета, только между двумя колерами (красками разного цвета) проводят
филенку.
Отделку с бордюром (полосой шириной 5—16 см) ведут в
следующей последовательности: сначала окрашивают потолок и карниз, затем по
намеченной линии краской другого цвета отводят бордюр и окрашивают его.
Оставшуюся часть стены окрашивают в последнюю очередь,
внизу бордюра проводят филенку шириной I см. Цвета красок бордюра, филенки должны
гармонировать с общей окраской стен.
В помещениях высотой 2,7—3 м
бордюр делают узким (5—10 см), в комнатах выше 3 м — широким.
В помещениях с высокими
потолками (от 3 м
и выше) могут использоваться варианты отделки с фризом или гобеленом. Ширина
фриза 20—50 см, гобелена — 60—100 см. Потолок и карниз окрашивают одним колером,
ниже карниза отводят фриз (или гобелен) и окрашивают его другим цветом. Фриз и
гобелен от стены отделяют филенкой, цвет которой сочетается с колерами стены и
фриза. Часть стены под фризом, гобеленом называют панелью. Панели, фризы,
гобелены, бордюры могут быть гладкими, фактурными, с рисунками. Специалисты
советуют окрашивать потолки клеевыми или известковыми красками, стены — любыми
красками, пригодными для внутренних работ.
Техника окрашивания
валиками
Окрашивать и грунтовать поверхности валиками значительно
быстрее, чем кистями. Ими невозможно прокрасить лишь стены в углах, плинтусы,
наличники и другие мелкие элементы. Такие места предварительно прокрашивают
кистями, краску хорошо растушевывают, а потом приступают к окраске валиками.
Меховой валик перед началом работы замачивают на 1—2 ч
в холодной воде, чтобы ворсинки меха смягчи
лись и выровнялись. Затем валик отжимают, просушивают,
особенно перед окраской масляными красками.
Готовую краску наливают в специальную ванночку с
установленной под углом сеткой для удаления излишков краски. Если такой
ванночки у вас нет, то можете взять любую удобную емкость, установить в нее
металлическую сетку или кусок стали, фанеры с просверленными в них
отверстиями 012 мм
(в шахматном порядке с расстоянием между ними 25 мм). Валик опускают в
краску, затем прокатывают несколько раз по сетке, удаляют лишнюю краску и
приступают к работе.
Валик прикладывают к окрашиваемой поверхности и водят
в нужном направлении. По стенам мазки кладут сверху вниз, а затем снизу вверх;
на потолках окраску ведут по направлению световых лучей.
Мазки краски накладывают так, чтобы каждый новый
штрих перекрывал предыдущий на 5
см, краску хорошенько растушевывают, чтобы не
оставалось видимых дефектов.
Окрасить стены можно за один прием вертикальными
полосами или за два, когда сначала наносят горизонтальные полосы, затем
вертикальные.
Иногда краску наносят на поверхность кистями, хорошо растушевывая, а затем
прокатывают валиками, разравнивая ее, получая при этом ровную окраску.
Валиком не только окрашивают, но и грунтуют поверхности. Грунтовку
желательно применять подкрашенную, т. е. такого же цвета, как и краска. Срок
службы валиков весьма большой. Валик из высококачественного меха способен
окрасить более 3000 м2
различных поверхностей.
По окончании работ валик
следует промыть сначала в теплой мыльной воде, удаляя краску, затем в чистой
проточной воде, отжать и просушить.
Не стремитесь использовать сразу валик очень большого
размера, им работать довольно трудно — сложно добиться равномерного окрашивания
поверхности.
Чтобы поверхность окрашивалась
ровно и без потеков, перед нанесением краски на стену валик должен быть хорошо
прокатан по специальному поддону, а если его нет, то по листу перфорированного
металла или, в крайнем случае, картона либо фанеры. Тогда на валике останется
столько краски, сколько нужно.
Если вы хотите использовать валик для нанесения краски
иного цвета, нежели та, которую применяли до этого, тщательно прокатайте его по
листу картона или фанеры до тех пор, пока не убедитесь, что вкрапления
предыдущего цвета исчезли. Затем переходите к окраске поверхностей.
Не используйте один и тот же валик для нанесения
разных типов красок, даже если валик был хорошо отмыт соответствующим
растворителем.
Если нужно предохранить валик от засыхания в течение
нескольких дней, то тщательно его упакуйте в целый полиэтиленовый пакет и
плотно затяните.
При необходимости длительного хранения валика (в течение несколько
месяцев) поместите его в консервную банку, подходящую по длине и диаметру,
залейте краской и все тщательно заверните в полиэтиленовый пакет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий